Альтернативные процессы как Мимикрия под искусство Дмитрий Орлов
В мире искусств, как и в мире животных, очень распространена мимикрия — маленькие зверьки для улучшения своей жизнестойкости неосознанно обретают внешние качества своих более грозных седей. Они не обзаводятся клыками, ядом, острыми зубами — нет, они получают боевую раскраску на крыльях, яркие полосочки по бокам, нарисованные хищные глаза.
Искусство — такой же процесс бесконечного мимикрирования — мерцания значений и одежек, перенесения центра тяжести с внешнего на внутреннее и наоборот, попыток в чужой одежке пронести контрабандой новые смыслы и новые темы. Псевдо-картинки ловко подделываются под настоящие — искусство арт-мимикрии доводится до совершенства. Все засыпано правдоподобной и мастеровито нарисованной шелухой.
В этом году Анселу Адамсу исполнилось бы 100 лет. По этому поводу, в качестве юбилейного славословия в адрес великого человека, можно признать его Архимедом от фотографии - все-таки его концепция среднесерого как точки отсчета, от которой нужно отталкиваться при определении экспозиции, перевернула фотографический мир. Шутка.
Универсальность визуального языка фотографии превращает фотографа в гражданина мира, человека не столько мультикультурного, сколько оторванного от своих корней. Однажды набрав необходимый интеллектуальный багаж, который позволил ему достичь определенного профессионального уровня, он уже не в состоянии быть последовательным в своем творчестве, поскольку каждый его кадр не воспринимается как отображающий ту или иную ментальность. Это является не недостатком автора, но проблемой фотографии в целом.
Когда теоретик, придерживающийся одинаковых со мной убеждений, приступает к изучению фотографии, его больше интересуют характерные особенности фотографии как средства выражения, нежели конкретная работа какого-либо мастера. Он хочет узнать, какие человеческие запросы обслуживает данный тип образного представления и какие свойства позволяют фотографии решить свою задачу.
Может ли фотограф заниматься чистым искусством и быть оторванным от общества, в котором живет? Только если находится на необитаемом острове, иначе фотограф все равно зависим от общества, и среда, в которой он обитает, влияет на него самым непосредственным образом.