Возникновение речи в годовалом возрасте может быть сопоставимо только с рождением Человека. Появление на листе бумаги и повторение с редким постоянством окружностей, многочисленных прямых линий или крестиков обычно проходит малозаметно. В сознании взрослых это не фиксируется как проявление особого вида коммуникации, своеобразной «речи».
Между тем, в истории искусства еще 35 тысяч лет тому назад в местностях очень удаленных друг от друга первобытные художники с трудом гравировали параллельные линии или выбивали на камнях крестовидные формы. Трудно понять, какой смысл вкладывался в эти простейшие знаки. Между тем исследователи расценивают их как возникновение «абстракции вообще». Позже эти формы получили многозначное символическое толкование. Но несомненно одно - они были проявлением отвлеченного мышления, отличались симметрией и ритмом. А это уже свойства изобразительных (иконических) знаков, на котором «говорит» изобразительная деятельность. Таким образом, возникающие зачатки изобразительного искусства имеют принципиальное сходство с первой «пробой пера» младенцев. Конечно, ветви изобразительного искусства очень разные: фигуративное искусство и искусство орнаментальное. И именно в орнаментальном искусстве реализуются в полной мере характерные для первоначальной детской изобразительной деятельности ритм, симметрия и упорядоченность каких-либо элементов (геометризованных и стилизованных цветных форм).
Вначале мне бы хотелось остановиться на вещах академических, потому как для того, чтобы понять, что такое массовая культура, недостаточно просто знакомиться с ней сегодня: есть в "Макдональдсе" или в китайских ресторанах, смотреть голливудские картины или телесериалы, -- нужно понять, что лежит в ее основе.
Можно сказать, что на рубеже XIX-XX вв. произошла своеобразная смена парадигм в развитии культуры. Она привела к тому, что все ценностные ориентации, которые характеризовали классическую культуру, так или иначе были поставлены под сомнение. Это случилось не одномоментно, это происходило на протяжении достаточно длительного периода времени -- где-то приблизительно на протяжении века.
В 1913, или 1914, или 1915 году, в какой именно день — неизвестно, русский художник польского происхождения Казимир Малевич взял небольшой холст: 79,5 на 79,5 сантиметров, закрасил его белой краской по краям, а середину густо замалевал черным цветом. Эту несложную операцию мог бы выполнить любой ребенок — правда, детям не хватило бы терпения закрасить такую большую площадь одним цветом.