Фотография и Жизнь
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 25
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

08:10
Школьные годы советские


1917-1924
С первых лет становления советской власти образованию уделялось самое пристальное внимание. Огромная часть населения, в первую очередь крестьянство, едва ли умела читать. Государственных школ и училищ было крайне мало, а обучение в частных гимназиях и лицеях было доступно лишь для очень небольшой прослойки населения.
Поэтому уже в октябре 1918 года был принят первый декрет о создании единой трудовой школы в РСФСР.
Этим положением были закреплены принципы новой советской системы бесплатного общего образования с двумя ступенями: первая - пять лет обучения, вторая - четыре года обучения. А в 1919 году появились первые рабочие факультеты (рабфаки) - специальные курсы для ускоренной подготовки рабочих и крестьян к поступлению в высшую школу. Выпускники рабфаков зачислялись в вузы без экзаменов. Также в советских школах в 1920-е годы получила распространение система обучения по методике «Дальтон-план» или бригадно-лабораторный метод. Его особенностью являлось сочетание коллективной работы всего класса с бригадной (бригада - группа из нескольких человек) и индивидуальной работой. Роль учителя заключалась в организации работы учащихся и оказании им необходимой помощи. Общего плана занятий не было, и учебные графики были свободными, целью ставилось самостоятельное выполнение заданий. Вообще, введение инновационных методик в школе активно практиковалось в послереволюционные годы. Получили распространение идеи педологии, ставившей своей целью объединить подходы различных наук к развитию ребёнка. В школах шло энергичное внедрение практик психологического тестирования и основанной на нём комплектации классов, организации школьного режима.
1924-1953
В начале 1930-х годов советские школы вновь перешли на «дореволюционную» классно-урочную систему обучения. ЦК ВКП(б) в постановлении «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» предписало
отказаться от экспериментов в начальной и средней школе, в частности, от использования бригадно-лабораторного метода.
Запрещен был также метод тестов, по итогам которого, в состав "дефективных учащихся" чаще попадали представители, как тогда говорили, «социально-близких» рабочих, крестьян и пролетариата, а в составе одарённых оказывались дети интеллигенции, священников, белогвардейцев и прочих «социально-чуждых». Состав учащихся был снова приведен в равновесие, было возвращено и принятое до революции раздельное обучение мальчиков и девочек.
В 1931 году четырехклассное образование стало обязательным для всех, с 1937 года - пятиклассное, а с 1939 года обязательным был сделан и седьмой класс.
Конституция 1936 года провозглашала равенство прав всех граждан на получение высшего образования, что также было зафиксировано во всех правилах приёма в вузы СССР. Необходимыми условиями для поступления в вуз объявлялись лишь наличие законченного среднего образования и успешная сдача вступительных экзаменов.
Однако вскоре обучение в старших классах и вузах сделалось платным. С 1940 года родители старшеклассников (8-10 класс) в Москве и Ленинграде должны были платить за обучение их ребенка 200 рублей в год, в других городах СССР - около 150 рублей в год. За обучение в институте уже приходилось выкладывать 400 рублей в Москве и Ленинграде и 300 - в других населенных пунктах СССР.
Установленная годовая плата примерно равнялась средней месячной зарплате советских трудящихся: 300-400 рублей в месяц.
Тем не менее введение, даже такой небольшой платы ограничило возможности советских граждан продолжить образование после 7 класса - например, оплачивать учебу не могли работавшие за трудодни колхозники. Также нельзя забывать, что семьи того времени были, как правило, многодетными: по 5-7 детей у крестьян и по 3-4 - у рабочих. И платить за обучение 2-3 детей было для них не под силу.
С началом войны приёмные кампании проводились в условиях недостатка абитуриентов и имели свою специфику. Согласно правилам приёма 1943 года все абитуриенты вузов зачислялись без вступительных экзаменов (лишь при недостатке свободных мест проводились конкурсные приёмные экзамены). Для более эффективного отбора студентов выпускники, окончившие средние школы с аттестатом отличника, а также окончившие средние школы в 1941-1943 года без троек, освобождались от вступительных экзаменов даже при наличии конкурса.
Но уже с 1944 года во всех вузах были вновь введены конкурсные экзамены. От экзаменов по-прежнему освобождались медалисты и абитуриенты, окончившие школу с отличными и хорошими оценками. С 1945 года участники войны, успешно сдавшие экзамены, зачислялись во все вузы вне конкурса.
1953-1964
В период «хрущёвской оттепели» сталинская инициатива о платном образовании была отменена. Вместе с тем остро вставала проблема подготовки молодежи к жизни, к общественно-полезному, производительному труду в народном хозяйстве. Начали проводиться реформы нацеленные на «приземление» обучения к насущным потребностям реальной жизни. Завершением начатых преобразований стал закон 1958 года «Об укреплении связи с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования СССР», вводивший обязательное восьмилетнее образование.
Но при этом учащиеся 9-10-го классов должны были по два дня в неделю работать на производстве или в сельском хозяйстве.
Также в этот период сложился трёхступенчатый порядок зачисления в вузы СССР, который, хотя и претерпевший некоторые изменения, просуществовал до конца 1980-х годов. Установленные с 1956 года правила приёма разделили всех абитуриентов на три категории. Первую категорию составили лица, зачислявшиеся без вступительных экзаменов. Например, в 1956 году к этой категории относились участники Великой Отечественной войны, медалисты, и имеющие аттестаты об окончании средней школы с отличием. Вторую категорию составляли те, кто подлежал внеконкурсному зачислению при условии сдачи вступительных экзаменов на положительные оценки. Эта категория абитуриентов чаще других подвергалась изменениям. В 1956-1963 годах к ней относились лица, имеющие стаж производственной работы не менее двух лет, а также демобилизованные из Советской армии и Военно-морского Флота.
В 1960-1964 годах к категории "льготников" также стали относиться молодые люди, командированные промышленными предприятиями, стройками, колхозами и совхозами. Наконец, к третьей категории принадлежало большинство абитуриентов, зачисление которых происходило на основе конкурсного отбора. Также при зачислении учитывался ряд факторов, свидетельствовавших о степени подготовки абитуриентов: оценки из аттестата по профилирующим предметам, наличие похвальных грамот, творческие заслуги в конкурсах, олимпиадах и так далее.
Не последняя роль при поступлении в вузы принадлежала партийным, комсомольским и другим общественным организациям.
С 1959 года обязательным требованием к абитуриентам явилось предоставление положительных характеристик и рекомендаций от партийных, профсоюзных, комсомольских организаций, руководителей промышленных предприятий, правлений колхозов.
1964-1985
С приходом к власти Брежнева школьная реформа 1958 года вместе с внеконкурсным порядком зачисления абитуриентов со стажем работы были отменены. Вернулась прежняя система обучения, ограничившая профессиональную подготовку школьными уроками труда.
Конституцией 1977 года было гарантировано всеобщее полное среднее образование. В 8 и 10 классах устанавливались обязательные выпускные экзамены, многие из которых сдавались устно, и школьникам необходимо было учить всю программу по предмету целиком. В восьмом классе обязательными были русский язык, геометрия и алгебра.
В десятом классе письменно сдавались математика и русский, остальные же предметы – литература, физика, химия, история, иностранный язык - экзаменаторы принимали устно.
Важной задачей высшей школы СССР на протяжении 1960-1970-х годов являлся поиск средств для отбора в вузы наиболее подготовленной молодёжи. В разные периоды были проведены следующие эксперименты: учет результатов оценок по профильным дисциплинам (1966 год), учёт средней арифметической оценки аттестата об окончании средней школы (1972 год), приём успешно окончивших выпускников по результатам сдачи двух вступительных экзаменов, при условии, что общая оценка за два экзамена была не ниже 9 баллов (1977 год).
Все эти факторы способствовали тому, что высшее образование стало цениться буквально на вес золота.
1985-1991
В 1980-х годах активно обсуждались вопросы выявления и учета профессиональных склонностей абитуриентов. В 1980-е годы для этой цели были использован ряд инструментов: зачисление на педагогические специальности по рекомендациям педагогических советов школ, введение профориентационного собеседования, по которому абитуриенты получали дополнительные баллы.
Однако уже в 1988-1990 годов правила приёма претерпели существенные изменения. Характерной чертой являлись их упрощение и демократизация.
В течение трёх лет были ликвидированы почти все категории абитуриентов, пользовавшиеся льготами при поступлении в вузы, значительно увеличена роль конкурсного отбора при формировании студенческого контингента.
В 1988 году девять классов средней школы стали обязательным минимумом для всех советских граждан. Среднее 11-летнее образование объявлялось необязательным, но общедоступным, позволявшее отсеивать к старшей школе безнадежных двоечников.
В начале 1990-х годов, уже после распада СССР, были проведены образовательные реформы, началась массовая дифференциация школ на гимназии, лицеи, на школы с углубленным изучением отдельных предметов. Происходило разделение и внутри школ: создавались медицинские, математические и другие классы. Школьное обучение начало приобретать свой современный вид.

http://www.gazeta.ru/science/2016/06/11_a_8298359.shtml

 

 

Просмотров: 427 | Добавил: well88 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июнь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Архив записей
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz