Почему на старых фото колеса у машин овальные?
Фанатам автоклассики знакомы фотографии начала XX века, где автомобили как будто наклонены вперед, а колеса имеют далекую от круглой форму. Что это - доисторический аналог "фотошопа", с помощью которого фотографы пытались сделать снимок динамичнее? Нет - во всем виноваты старые фотоаппараты.
Истинного виновника того, что колеса старинных машин превращаются в овальные, зовут "временной параллакс". Что это за зверь - АвтоВестям объяснил коллекционер раритетной фототехники Антон Вешников: "Раньше в фотоаппаратах использовались затворы со шторками, скорость движения которых была весьма низкой. Экспозиция распространяется по площади светочувствительного элемента как раз по мере раскрытия шторок затвора - это приводит к искажению изображения".
Разумеется, искажалась форма не только колес, но и всего кузова. И без того угрожающий облик болидов того времени становился еще более внушительным.
Попробуем перевести эту заумь на человеческий язык. Если снять с современного зеркального фотоаппарата объектив, заглянуть в его "жерло" и нажать на кнопку спуска затвора, то можно увидеть, что зеркало поднимается вверх, открывая дорогу лучам света к тому самому светочувствительному элементу (сейчас это матрица, а раньше - пленка или фотопластина). Но камеры начала двадцатого века были устроены по-другому: вместо одного зеркала использовались две шторки.
"До того, как фотограф нажимает на кнопку, верхняя шторка опущена, - разъясняет Антон. - В момент нажатия верхняя шторка поднимается, и нижняя поднимается следом за ней, при этом слегка отставая. Через щель между двумя шторками лучи света и попадали на пластинку". Получалось, что изображение формировалось на пластине как бы горизонтальными слоями. Пока медленно движущиеся шторки преодолевали путь от одной "мертвой точки" до другой, автомобиль в кадре успевал проехать внутри кадра какое-то небольшое расстояние. Таким образом, разные части одной фотографии по сути были из разных времен: к примеру, изображение нижней точка решетки радиатора "датировалось" моментом, когда автомобиль подъехал к краю лужи, а изображение верхней точки - отстоящим на доли секунды моментом, когда автомобиль уже въехал в эту лужу. И строго вертикальная решетка радиатора за счет этого "наклонялась" вперед.
Недостатком такой эффект не считали – наоборот, он придавал снимку динамику, показывал, насколько стремительно движется автомобиль. "Кстати, забавных эффектов можно было добиться, положив камеру на бок, - добавляет наш эксперт. - Если сделать так, чтобы направление движения совпадало с направлением движения автомобиля - автомобиль на снимке растянется как такса. Если же шторки будут двигаться навстречу машине - машина, наоборот, сожмется. Но такие фокусы особой популярностью не пользовались..."
На современных фотоаппаратах зеркало буквально подпрыгивает вверх - весь процесс занимает микроскопические доли секунды. Поэтому никакие искажения при съемке быстрых машин не страшны ни профессиональным фотографам, ни любителям
http://auto.vesti.ru/doc.html?id=569313
|